Научно-исследовательское судно «Геленджик» является головным в серии из двух судов проекта 12883М, которая была построена на Черноморском ССЗ в городе Николаев по заказу Министерства геологии СССР.
Проект 12883М был разработан ЦКБ «Восток». Данная серия была построена для поисково-разведочных работ на твердые полезные ископаемые.
Судно предназначено для решения следующих задач: геологическая съемка морского дна, глубоководных зон Мирового Океана; поиск и разведка полезных ископаемых; мониторинг окружающей среды; поиск и обследование различных подводных объектов; инженерно-геологические исследования донных грунтов.
НИС «Геленджик» было построено 27 декабря 1989 года, строительный номер 8065 и передано под управление НПО «Южморгеология». С 1992 года владельцем судна является ФГУГП «Южное научно-производственное объединение по морским геологоразведочным работам» (АО «Южморгеология», предприятие входит в государственный холдинг Росгеология).
Научно-исследовательское судно «Геленджик» («Gelendzhik»): IMO: 8826230, флаг Россия, порт приписки Новороссийск, было построено 27 декабря 1989 года, строительный номер 8065. Судостроитель: Черноморский ССЗ, город Николаев, Украина. Владелец: АО «Южморгеология». Класс Регистра: КМ<Л2 1 А2 спец. наз. (примечание, в некоторых базах указан год постройки 1968 год)
Основные характеристики: Водоизмещение 4504 тонны, дедвейт 1720 тонн. Длина 104,5 метра, ширина 16 метров, осадка 6,5 метров метра. Эксплуатационная скорость 12,5 узла. Дальность плавания 15000 миль. Автономность плавания по топливу 50 суток, по продовольствию 70 суток. Экипаж 35 человек. На борту предусмотрено нахождение 55 человек научного персонала.
Питание осуществляется от двух главных двигателей 6ЧН40/46-ОМ4, каждый мощностью 3500 л.с. Подруливающие устройства – 2хВПК-1.6, мощностью 2х500 кВт.
На борту судна имеется медицинский пункт, спортивный зал, плавательный бассейн, русская баня, сауна, столовая на 40 человек, кают-компания на 14 человек, 7 лабораторий, 29 кают, в том числе 4 одноместных, 24 двухместный, 1 трехместная.
Основные характеристики:
Дедвейт: 1720 т
Запасы:
тяжёлое топливо: 1117 т
лёгкое топливо: 102,8 т
масло: 48,1 т
вода пресная: 104,2 т
Регистровая вместимость:
брутто/нетто: 4504 / 1351
Водоизмещение:
порожнее/полное: 3900 т / 5700 т
Двигатели: 2 × 3500 э. л. с. (6ЧН40/46-ОМ4)
Эксплутационная скорость / потребление топлива (сут):
2 двигателя: 12,5 уз / 22,5 т
1 двигатель: 9 уз / 11 т
на стоянке: — / 3 т
Автономность:
по топливу: 50 сут
по продовольствию: 70 сут
Дальность плавания: 15000 м.м
Экипаж/научный состав 35 / 55 чел.
Научная аппаратура и оборудование: многолучевой эхолот SIMRAD EM12-S120
приёмоиндикатор DGPS Trimble, программное обеспечение HYDRO, акустическая подводная навигация с короткой базой СИГМА, с ультракороткой базой Sonardyne, гирокомпас «Гюйс», датчик крена-дифферента вертикальных перемещений MRU-5, измеритель профиля скорости звука SVP-16, глубоководный буксируемый геоакустический комплекс МАК-1М (гидролокатор бокового обзора с придонным профилографом), буксируемый фототелевизионный комплекс «Нептун», грунтоотборное оборудование (прямоточная трубка 1,5 м и 5,5 м, дночерпатель «Океан-0.25», драги), гравимагнитометрический комплекс,геотехнический и геохимический лабораторный комплекс, транзитная лебёдка: 16 тонн; автоматическое спуско-подъёмное устройство: подъём — 2 т, буксирование — 20 т; Г-образная балка: подъём — 5 т, в упоре — 18 т; пробоотборная лебёдка: 18 т; магнитометрическая лебёдка: 0,25 тонн.
Лабораторные помещения и палубное пространство: навигационно-гидрографическая лаборатория: 50 м2; геологическая лаборатория: 12 м2; вычислительный центр: 68 м2; геохимическая лаборатория: 13 м2; лаборатория глубоководных исследований: 70 м2; фотолаборатория: 27 м2; ангар подводных буксируемых аппаратов: 90 м2; гравиметрическая лаборатория: 26 м2; палубное пространство (шлюпочная палуба): 100 м2; камеральная лаборатория: 43 м2; палубное пространство (главная палуба): 120 м2.
Судно соответствует международным стандартам SOLAS, MARPOL, GMDSS, COLREG-72, ILLC1966/88, STCW-78.
Может выполнять следующие виды работ: комплексные геологические исследования с целью поисков и разведки рудных полезных ископаемых в Мировом океане; многолучевое эхолотирование континентального склона внутренних морей и глубоководных участков Мирового океана; комплексные исследования исключительных экономических зон внешних и внутренних морей России; комплексная геологическая съемка и опробование с набортным анализом донного материала; инженерно-геологические изыскания трасс кабельных линий и трубопроводов; поиски и фототелевизионная съёмка затонувших объектов; испытание новых технических средств для изучения и освоения минеральных ресурсов Мирового океана.
В 2015 году была начата модернизация судна, которая сначала проводилась в городе Тяньцзинь, Китай, и завершена в 2016 году в поселке Славянка. В 2016 году во время модернизации на Славянском судоремонтном заводе в поселке Славянка Приморского края была установлена новая система ДП компании «Навис».
16 марта 2018 года был подписан контракт на проведение работ по заказу организации «Интерокеанметалл» (ИОМ) в Восточной части зоны Кларион-Клиппертон в Тихом океане. По сообщению от 23 апреля судно покинуло порт Бальбоа (республика Панама) для выполнения работ на площади разведочного района ИОМ. После завершения исследований на данном участке НИС перейдет на площадь Российского разведочного района в рудной провинции Кларион-Клиппертон (Северо-Восточная котловина Тихого океана) для выполнения геологоразведочных работ на железомарганцевые конкреции в соответствии с контрактными обязательствами перед Международным органом по морскому дну. Завершение рейса планируется 01 июня на Дальнем Востоке заходом судна в порт Славянка Приморского края.
По сообщению от 25 сентября 2019 года осуществило комплекс морских геологических, экологических и океанографических исследований в пределах лицензионного участка ИОМ в Тихом океане.
На момент публикации статьи, 11.04.2020 судно находится во Владивостоке.
P.S. Минуло более 30 лет, но в Геленджике так и не появилось новых научных суден, на данный момент строят порт для Яхт, видимо, наука не в приоритете. Может быть я не прав, пишите в комментариях.
Ссылки по теме: